Страховая компания выплатила мало: что делать?
Споры о стоимости ущерба между страховыми компаниями и автовладельцами – обычное явление. Со страховщиками судятся многие, однако доказать свою правоту удается не всем. Чтобы выиграть дело и получить полную компенсацию по ОСАГО за поврежденное в ДТП авто, нужно придерживаться правильной стратегии поведения.
Порядок выплат по ОСАГО
Заключение договора ОСАГО преследует единственную цель – защитить владельца полиса от финансовых трат в случае ДТП. Возмещению подлежит:
- материальный ущерб, причиненный автомобилю;
- утрата товарной стоимости (в определенных случаях);
- вред здоровью участников аварии.
С 2018 г. автолюбители утратили возможность получения денег, компенсирующих ущерб от аварии, напрямую от страховщика. Независимо от тяжести ДТП, пострадавшее транспортное средство (ТС) отправят на ремонт за его счет.
Направление на ремонт выписывается в течение 20 дней после инцидента. При этом собственник вправе выбрать автомастерскую из перечня, предложенного страховщиком. Если он настаивает на необходимости ремонта в другой мастерской, срок выдачи направления увеличивается до 30 дней.
Сам ремонт проводится в течение 1 месяца с момента проведения экспертизы машины. Если мастера в этот срок не укладываются, владелец может потребовать компенсацию на нарушение условий договора ОСАГО.
Сумма выплат по ОСАГО
Максимальный размер выплат установлен ЦБ РФ и составляет 400 тыс. руб., если не причинен ущерб жизни и здоровью людей. При наличии пострадавших выплаты возрастают до 500 тыс. руб.
Моральный вред и упущенная выгода в рамках полиса ОСАГО не возмещается.
Максимальный размер выплат по ОСАГО приведен в таблице.
Страховой случай, наступивший в результате ДТП |
Размер возмещения, тыс. руб. |
Причинение ущерба жизни/здоровью пострадавшего |
160 |
Нанесение ущерба жизни/здоровью нескольких граждан |
240 |
Причинение вреда имуществу одного гражданина |
120 |
Нанесение вреда имуществу нескольких собственников |
160 |
Закон предусматривает возможность замены ремонта денежной компенсацией суммы ущерба. Она возможна в следующих случаях:
- В мастерской отсутствуют необходимые для ремонта запчасти и срок их поставки превышает предусмотренные законом 30 дней.
- Автомобиль не подлежит восстановлению.
- Водитель получил среднее или тяжелое увечье.
- Стоимость ремонта превышает предусмотренную законодательством величину компенсации.
Факторы, влияющие на размер выплаты
Факт и размер страховых выплат зависят от итогов экспертиз: автотехнической, дорожной, трассологической, медицинской. Помимо этого, учитываются масштабы причиненного вреда, количество пострадавших, иные обстоятельства.
Итоговая сумма складывается из ряда факторов, учитываемых при проведении экспертиз. Среди них:
- износ машины, определяемый ее пробегом;
- объем и характер полученных повреждений;
- техническое состояние автомобиля на момент ДТП (произведенные ранее ремонты, наличие коррозии на кузове);
- водительский стаж автовладельца, место его регистрации;
- методика определения ущерба.
Поскольку положение ЦБ РФ №432-П о порядке исчисления стоимости восстановительного ремонта и методические указания Минюста о расчете стоимости ущерба допускают неоднозначные трактовки, сумма возмещения значительно варьируется, причем не в пользу автовладельца.
Причины снижения стоимости страхового возмещения можно разделить на две группы: законные и необоснованные. К первым относятся:
- Исключение стоимости нескольких повреждений из общей сметы, например, стоимости восстановления лакокрасочного покрытия, общая площадь которого превышает 25%.
- Износ подлежащих замене деталей – сейчас он не превышает 50% рыночной стоимости новых аналогов.
Вторые обычно связаны:
- с неверным применением Методических указаний Минюста;
- наличием скрытых повреждений, умышленно не учтенных в ходе оценки;
- необоснованным отказом в возмещении УТС (утраты товарной стоимости авто).
Для определения адекватной цены восстановительного ремонта и суммы УТС, а также в случаях, когда вы не согласны с рассчитанным размером возмещения по ОСАГО, необходимо обращаться к независимым экспертам.
Порядок фиксации факта ДТП при ОСАГО
Чтобы не испытывать проблем со страховой компанией, после аварии нужно соблюдать порядок действий, регламентированный законодательством:
- Четко выполнять действия, предписанные водителям, попавшим в ДТП. О них можно прочитать здесь.
- Выяснить, подпадает ли ДТП под действие «европротокола». Вписывается ли предполагаемая сумма ущерба в оговоренные им рамки – 100 тыс. руб. Готовы ли водители своими силами начертить грамотную схему аварии. Если хотя бы по одному из пунктов есть сомнения, нужно вызывать сотрудников ГИБДД.
- Сфотографировать место аварии с нескольких ракурсов, крупно запечатлеть места повреждений автомобилей.
- Заполнить извещение со схемой дорожного происшествия, подписать его у виновника аварии.
Если есть сомнения в степени вины второго участника ДТП, стоит взять контактные данные свидетелей, получить копии видеозапись с регистраторов.
Как известить страховую компанию
Порядок получения выплат по ОСАГО говорит о необходимости извещения страховщика о случившемся ДТП в течение определенного законом периода. Обязанность водителя сделать это зафиксирована в ст.11 закона «Об ОСАГО» и ст.961 ГК РФ. Если проигнорировать требования нормативных документов, страховщик вправе отказать в выплате возмещения либо выставить застрахованному лицу регрессные требования.
По правилам, действующим в 2019 г., срок уведомления страховой составляет 5 рабочих дней вместо ранее действовавших 15. Хотя эта норма носит обязательных характер, пропускать 5-дневный срок нежелательно. Для исключения недоразумений со страховщиком, ставить его в известность об инциденте обязаны обе стороны: и виновник аварии, и потерпевший.
После того как происшествие зафиксировано, нельзя допускать бесконтрольного развития событий по сценарию страховой фирмы. Нужно контролировать действия аварийного комиссара, не доверяя его мнению по поводу размера ущерба.
Выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт: что делать?
Если вы считаете, что страховая компания выплатила меньше суммы, соответствующей реальному урону, отстаивайте свои права. Для этого нужно придерживаться определенного порядка действий:
- Дождаться начисления страховой выплаты. Получить в банке копии платежных документов, подтверждающих сумму и дату перечисления средств.
- Не проводить ремонт автомобиля своими силами. Даже если вы добросовестно сохраните чеки, подтверждающие стоимость ремонтных работ и приобретенных запчастей, доказать страховщику необходимость их покупки сложно.
- Получить на руки акт о возникновении страхового случая и акт осмотра поврежденного автомобиля с расчетом стоимости ремонта.
- Сделать проверку полученных документов.
- Провести независимую экспертизу повреждений ТС для установления реального ущерба.
- Составить досудебную претензию и направить ее в страховую компанию. Проконтролировать своевременность ответа.
- Если претензия не удовлетворена, и страховщик отказывается платить, подается исковое заявление в суд.
Возможность получения денег напрямую зависит от своевременности и правильности действий автовладельца.
Пропуск любого из приведенных этапов станет причиной отказа в выплате. В частности, закон обязывает автовладельца, недовольного суммой возмещения, попытаться урегулировать разногласия со страховщиком в досудебном порядке. Если обращаться напрямую в суд, не подавая претензию страховой компании, гарантирован отказ в рассмотрении иска.
К кому обращаться за проведением независимой экспертизы?
Основные критерии выбора эксперта:
- Наличие лицензии на ведение соответствующей деятельности.
- Неаффилированность эксперта – только независимый специалист достоверно оценит урон, нанесенный ТС.
- Профессионализм и подтверждение квалификации – это ключевой пункт. Неопытный эксперт не увидит полную картину ДТП и может пропустить скрытые повреждения.
- Стоимость оказанных услуг – она должна соответствовать среднерыночной по региону. Снижение расценок более чем на 20% – повод усомниться в квалификации эксперта и адекватности оценки.
- Период оказания услуги – излишне затянутые свидетельствуют о чрезмерной загруженности специалистов, слишком маленькие – о низком качестве экспертизы.
- Наличие собственного сайта – серьезные компании ценят уважение клиентов и гарантируют полную прозрачность своих действий. Отсутствие на портале лицензий, сертификатов, свидетельств о госрегистрации фирмы – плохой признак.
- Стиль общения с клиентом – торопливость, нежелание вникать в проблемы автовладельца, уклонение от обсуждения методик расчета стоимости компенсации говорит о низкой квалификации работников.
Добросовестная оценочная компания всегда действует в интересах клиента. Поэтому можно быть уверенным, что ее специалисты выявят явные и скрытые повреждения автомобиля, оценят ущерб по максимальной стоимости.
Критериев выбора фирмы может быть больше. Но соблюдение базовых требований к оценщику гарантирует проведение качественной экспертизы, что повысит шансы на возмещение ущерба в полном объеме.
Закажите консультацию
Оставьте номер телефона и
наш менеджер свяжется с вами и ответит
на все интересующие вопросы